Андреевы( Мурские)
1 сентября 1941 года у моих деда и бабушки, Андреевых Петра и Евдокии родилась девочка. Ее нарекли Ниной. Родилась она у себя дома в Песочне, куда дед перевез беременную жену незадолго до родов из Боброво, где председательствовал.
7 сентября 1941 года Петр Данилович взял ружье и ушел добровольцем с последними отступающими к Москве частями. Там должно было решиться будущее России.
Уходя, он сказал жене: «Коммунисты вас не оставят» Из этой фразы понятно, что он верил в победу народа и глубокую порядочность коммунистов.
Вскоре в деревню пришли немцы. Население выгнали из домов в сараи , дома заняли сами. Моя бабушка с тремя детьми оказалась вне своего дома.
Один полицай из Песочни хотел доложить немцам о том, что в деревне проживает жена коммуниста: дед за свою жизнь создал колхоз в Песочне, был председателем колхоза в Вертном, Председателем сельского совета в Брыни, председателем колхоза в Боброво,
а когда началась война и молодые ушли на фронт, стал первым секретарем Думиничского райисполкома Смоленской области. Гибель была казалось не отвратима .
Помог случай.
Захватив Людиново, немцы из тюрем выпустили заключенных, рассчитывая, что те перейдут на сторону Германии. Среди заключенных был бабушкин племянник по сестре Насте – Грибов Николай Ильич. Он сидел, как сын кулака и выйдя из тюрьмы поторопился домой. Дома во всю хозяйничали немцы. В километре от Песочни Находилась другая деревенька Тимоновка. Там у Николая жила невеста. Придя деревню, с пожарной вышки из пулемета он отбил попытку немцев поселиться в Тимоновке. На следующее утро в одиночку отбил два десятка военнопленных солдат, которых немцы гоняли в Вертное на ремонт железной дороги. С этого дня глубоко в немецком тылу в Тимоновке расположился партизанский отряд Николая, который вошел в соединение партизанских отрядов за «Родину», а железная дорога на Сухиничи в районе Вертоного каждую ночь подрывалась. Недалеко от Песочни р.Коще стояла мельница вечерами Тимоновские партизаны ее отбивали и мололи зерно, по утрам немцы из Песочни с боями забирали мельницу назад. В сумерках подростки Андреев Василий – мамин брат и Грибов Петр – младший брат Николая ползком вытаскивали с поля боя патроны ,ружья ,гранаты в Тимоновку. Однажды они утащили у немцев партизанам лыжи. Моего дядю за эти действия в народе до самой смерти звали «Партизан»
Так вот в одну из ночей к песоченскому полицаю ворвался Грибовов Николай и предупредил, что если тот сдаст Мурских, так нас в деревне за глаза прозывали, то его «змеючий выводок» будет уничтожен. Полицай боялся и молчал, а немцам в Песочне из-за партизан было не до того.
В декабре немцы отступили из Песочни, угнав в плен всех, кто не смог спрятаться или убежать. Угнали и Евдокию с тремя детьми: 12 летним Василием, 5 летним Алексеем, и трехмесячной Ниной. Рассказывали , что Василий сознательно остался с матерью, хотя мог бежать, например, как это сделала племянница Евдокии ,Матрена Ивановна,- тогда еще юная девчушка выскочила в поле в сторону Тимоновки , а на горке спряталась в не обмолоченной ржи и снегу, слава Богу, пули, пущенные вдогонку, не попали, преследовать к Тимоновке немцы боялись.
Так в январе1942 года Евдокия Потоповна с детьми оказалась в плену на поселении в деревне Дынное Жиздринского района.
Судьба Грибова Николая окончилась трагично.
Немцы не справляясь с ним пошли на уловку, заминировали его же лыжню. В одном из подрывных рейдов противопехотная мина оторвала Николаю идущему как всегда первым, ступню Он умер в муках от потери крови. Похоронен на братском кладбище в Клинцах .
За заслуги хотели представить посмертно к боевому ордену Красной Звезды, но сыну кулака в награде отказали.
(Уходя немцы заминировали дома в Песочне . В одном из домов стены немцы обили сатином, девчата стали срывать и подорвались. Чтобы предотвратить дальнейшую гибель людей вызвали саперов. Мины были кругом. Чуть не взорвалась вернувшаяся домой Матрена. Приняв мины за удобные «круглички», пыталась на них взгромоздить большое деревянное корыто для стирки. Спасибо саперам: вовремя подоспели.)
В дынном людей размещали в сараях. Евдокию с младенцем на руках все же определили в дом. Через некоторое время сильно простуженного 5 летнего Алексея по просьбе матери впустили в дом. Жители и военнопленные поселенцы угонялись днем на работы в прифронтовую полосу копать окопы, обустраивать блиндажи. За12 летним Василием закрепили лошадь с подводой. На ней он развозил на работы людей, подвозил воды, по окрестным деревням выезжал с различными хозяйственными поручениями.
Надо упомянуть и о том, что были и среди немцев люди. Например, бывший портной Ганс, пожилой немец сам взял к себе в дом на постой детей Нину и Алексея.
Сшил из плащ-палатки моей маме платье, дал котелок и по его просьбе друг ой немец, друг Ганса наливал из походной немецкой кухни супа. Тем дети и жили. Правда тот немец не любил и гонял Алексея, потому мальчик хоронился за угол дома и посылал одну Нину.
А однажды с мамой приключилась беда – она упала и щепой проколола ногу. Получилась не заноза а целое ранение. Так вот Ганс вытащил щепу и обеззаразил йодом рану.
О войне говорил, что сам был послан насильно, дома семья и вообще только шепотом «Гитлер капут, Гитлер плохой и Сталин тоже» Был случай, когда Ганс обнаружил среди вещей Евдокии фотографии воюющего с немцами старшего сына лейтенанта зенитчика Дмитрия и мужа коммуниста. Он не предал нас, лишь сказал «Женщина вам и вашим детям за эти фото грозит смертельная опасность. Лучше закопайте их или сожгите»
Еще хочется сказать и том, что когда моя семья отправляла меня в Акимовку, за столом дядя Вася разговорился, хотелось взглянуть на места где проживал в детстве, но потом резко передумал когда либо ко мне ехать в гости. Дело в том, что он бывал во многих окрестных деревнях, видел там и полицаев из местного населения, а таковых в этой местности было не мало. Он просто сказал, что мне там жизни не будет, и стал перечислять с ненавистью деревни и фамилий полицаев по каждому из населенных пунктов. Всего несколько десятков Некоторые я запомнил.
В конце феврале 1943 года из-за наступления Красной Армии стали угонять в плен все местное население. Угнали и Евдокию с детьми. Через Иванково на Октябрь и далее на Брянск
17 сентября 1943 года в местечке Паниковец на 22 км. Юго-западнее Брянска силами 11гвардейской Армии в числе других военнопленных были освобождены Андреева Евдокия Потаповна, с детьми Василием, Алексеем и Ниной. Освободившись из плена они возвратились домой.
Судьба Петра Даниловича. 7 сентября 1941года с остатками отступающей 16 армии ушел на войну. Участвовал в обороне Москвы, разгроме немцев под Москвой. В составе 8 ОМИБ (8 отдельный минно-истребительный батальон)16 Армии воевал в районе Крестьянской горы, освобождал территорию поселения «Нижняя Акимовка» В составе 11гвардейской Армии –так переименовали за бои севернее Жиздры 16 армию, в рядах
25ШИнжСапБ 5 ШИнжСапБр(25 штурмово инженерно-саперный батальон 5 штурмовой инженерно-саперной бригады) освобождал Хвастовичский район, северные районы Брянщины и местечко Паниковец, откуда 11 гвардейская была переброшена на Псковскую землю. Жить оставалось один месяц
В конце сентября начале октября 1943 силами 11 гвардейской Армии была проведена Невельская операция разгрома фашистов на юге Псковщины. В октябре 1943 года 11 гвардейская армия вошла в Белоруссию. Из-за осенней распутицы наступление остановилось, солдаты передавали снаряды на руках, выстроившись в многокилометровые цепочки.. Немцы окопали пушки и танки, заминировали поля. Каждый дом ,каждая высота превратилась в крепость. Разминировать и с боем брать высоты посылали самых сильных, выносливых или просто коммунистов17 октября 1943 года геройски погиб. Сержант командир отделения саперов Андреев Петр Данилович. Похоронен в 20 шагах от деревни Ситино Белоруской ССР.
Адрес в похоронке указывал день, деревню в Беларуси. Не указана область и указанного района не существует.
65 лет наша семья не знала, где похоронен Петр Данилович.
Еще когда мне было 6 лет, я пообещал бабушке, что найду ее мужа, своего деда.
В августе 2008 года я взял кредит, купил новую машину и с товарищем Прохиным Юрием Николаевичем отправился в Беларусь. Ранее по Интернету в Витебской области нашлось упоминание о деревеньке Ситино на линии боев октября 1943 года.
Ровно сутки за рулем исколесив множество территорий мы нашли и деревню Ситино ,где был убит мой дед и деревню Хвощно где в1965 году был перезахоронен неизвестный солдат сапер, у могилы которого до 1965 принимали в пионеры. Встречались с людьми очевидцами и знающими по рассказам. В недавно рассекреченных для Беларуси архивах ЦАМО нашли информацию о гибели Петра Даниловича. Сегодня он внесен в «навечные» списки погибших за территорию этой страны.
Поясню, мы знали лишь деревню и день, белорусы лишь могилу неизвестного сапера ,а архивы ЦАМО были закрыты.
Потому 65 лет неизвестности.
Сегодня для моей семьи пошло время «после» - после того как мы нашли своего героя.
65 лет было время «ДО».
Через три дня я второй раз побывал в Беларуси, теперь с мамой отцом и сестрой. На могиле деда установили плиту, возложили цветы всем погибшим солдатам. На месте гибели на могиле деда чьими то заботливыми руками посажена береза. Она сильная высокая и широкая в обхват она проросла из деда и словно взяла его силу, а может быть это он превратился в нее ?
Когда мы с сестрой и мамой отходили от березы, из за горы с криком описывая полукруг
прилетели 4 журавля , точнее 3 и чуть отдельно1 . Они кружась на небольшой высоте зависли с криком над нами , а за тем отлетели за гору.
Это не была случайность. Там куда они сели были убиты еще 3 неизвестных
сапера сапера. Их тоже в1965 году перезахоронили вместе дедом.
В архивах ЦАМО я нашел их имена, среди них оказался друг деда Семен из под Воронежа известный нам из письма. Теперь на лето У меня новое дело в Беларуси – установить плиту боевым товарищам деда, также погибшим 17 октября у деревни Ситино, Городокского района Витебской области. Через Интернет пытаюсь найти родственников 3 однополчан.
Безмерно благодарен народу Белоруссии за тепло их сердец ,помощь, сохранение памятников Воинам. Администрации Городокского района и конечно президенту этой прекрасной страны достойных людей. Беларусь – это страна для людей, а не люди для страны.
Благодарю Господа за то, навел мое сердце через годы и километры и дал мне силы, безмерной удачи и счастья найти человека, которого я никогда не видел, но горячо любил и люблю. Человека, которым я с детства гордился, с которым меня связывает непрерывная нить глубокого душевного родства.
Судьба Дмитрия, старшего сына не менее печальна.
Перед войной окончил 7 классов. Был призван служить в Армию. Пришел в отпуск домой ,а тут война.
Из воспоминания Алексея Андреева .
– Подошел ко мне в военной форме поднял высоко над землей, затем прижал к груди и сказал: «Расти большой и слушайся мамку» С тем и ушел на войну. Судьба привела его в Ленинград на курсы в офицерскую школу зенитчиков. Затем Ленинград стал блокадным, его и оборонял.
(Всю переписку и фотографии нам отдала невеста Дмитрия. Она не попала в плен. )
Дмитрий писал отцу на фронт, когда стоял на Пулковских высотах: «Ставим зенитки на прямую наводку, жжём немецкие танки, враг не прорвется в Ленинград»
В ответном письме отец благодарил сына, но просил: «Последний патрон сынок храни для себя».
Господи, какой ужас. Авраам и рядом не стоял.
В начале сорок второго года от Дмитрия пришло последнее письмо.
-Ухожу на задание если и теперь останусь жив, то увижу и вас и победу-
Он не вернулся. Пропал без вести. В феврале 1942 года.
В дальнейшем от сослуживца и земляка (из Верного) мы несколько прояснили судьбу Дмитрия. Зимой 1942 года зенитчиков поставили на лед на Ладогу охранять от немецких самолетов Дорогу Жизни. И люди и зенитки ушли под воду, сейчас подвигу зенитчиков стоит памятник на берегу озера.
Сослуживец чудом не погиб он вместе с бревном от пантона зенитного орудия вмерз в лед. Его нашли, доставили на большую землю, комиссовали , привозили в Вертное, а затем увезли в институт в Москву на исследования где он и скончался.
В момент гибели моему дяде Мите, как мы его зовем было всего 24 года.
. Три года назад на острове Коневец в монастыре на Ладожском озере я заказывал по дяде на пол года службы.
Мы помним его, любим, скорбим, страшно ненавидим фашизм и любые способы угнетения и унижения людей . У моей сестры растет сын Дмитрий.
Почему Мурские?
Брат Данилы Андреева 20 лет отслужил на Амуре водолазом на кораблях драгах, добывающих со дна реки золотой песок. Вернувшись с золотом , в Москве открыл свой трактир а брата Данила нанял ямщиком на тройку купленных орловских рысаков.
Даниил отработал на брата три года заработал себе денег забрал тройку рысаков и переехал под Вертное в деревню Песочня .построив там первый дом.
Парадокс в том, что деревня была, а домов не было – одни землянки.
Дело было так : одна барыня выиграла в карты и землю и леса и немало крестьян из разных мест, даже черкесов. Все крестьянское население поселила на выигранной земле, основав тем самым деревню Песочня. Построила 4 пруда вокруг ,заложила сад, даже построила Фундамент барского дома. А тут отменили крепостное право. Ее интерес к этим землям ослабел, а люди без земли и жилья оказались свободными. Надо признаться что до самой революции люди в Песочне жили бедно.
Почему прадед построил дом именно в Песочне? Мы незнаем .
Есть две версии на этот счет .Версия 1. Оба брата женились на красавицах из этих мест потому один и вернулся. Факт женитьбы установлен точно
Версия 2 Андреевы были сами из этих мест или вышли на барыню либо ее управляющего, совершив сделку покупки земли для себя и леса для строительства дома, Факт покупки барского леса установлен.
У брата прадеда не было детей, кроме того он страдал кисонной болезнью и прожил недолго. Жена его, неграмотная женщина была обманута и потеряла трактир и все имущество. Сам Амурский водолаз по местному Мурский по меньшей мере два раза приезжал в Песочню к брату Даниилу . Один раз поставил сундук с окованный металлом на чердаке где хранил вещи, дорогую одежду и немного золотого песка. Другой раз уже больной забрал содержимое. Известно, что в один из приездов соседи Даниила, подвозившые к дому Мурского, спящего ограбили. В следующий приезд Мурский увидел как они разбогатели при встрече горсть золотого песка высыпал им в лицо. Мне показывали люди это «золотое место»
Семья Данилы продолжала жить в деревне до революции Сын Данилы Петр, когда образовывались колхозы, все имущество и скот отдал в колхоз, отдал и 3 орловских рысаков имеющихся в доме. И даже уздечку отнес не обращая на плач жены.
Петр Данилович стал председателем , а его брат Никанор (погиб в Финскую войну) – казначеем.
Люди очень любили своего председателя с имуществом Мурских братьев особенно благодаря коням деревня зажила. Построили детский сад, начальную школу, магазин. клуб. Пахали землю, растили скот. Даже мосты и дороги строили, и чистили родники и речки. Голод 33 года не был таким страшным, как по стране в буртах хранящуюся картошку раздавали по вещмешку любому путнику. Приходили люди и из Москвы.
СОН Евдокии
В ночь перед войной приснилась Евдокии Женщина в черном. Села рядом с кроватью и спросила: « Спишь кума, а ведь война и не на год - два , а на пять лет.»
К обеду объявили, что началась ВОВ.
Отредактировано tumman (2009-05-23 12:03:48)