Урок третий
Поиск хайку

Если вы еще не нашли хайку, которая бы заняла вашу голову, вот несколько мыслей, которые могут помочь вам и пусть хайку найдут вас. Каждый из нас имеет свои личные причины, для того чтобы писать хайку, но для меня, “моя жизнь”, означает быть готовой принимать хайку-вдохновение это намного ценней для меня, чем те стихи, которые я напишу в финале.
Видите ли, для того чтобы вас открыли и дали в этой жизни посвящение в хайку (а я верю, что хайку это подарок нам свыше), мы нуждаемся в определенной жизненной позиции и руководстве на дороге жизни.

В действительности люди, говорят об образе жизни на дороге хайку. Это не означает, что вы станете нищим Дзен-Буддистом или поселитесь на отдаленной горе, одетый в один-единственный халат. Вы не будете сидеть со скрещенными ногами, не будет нечего того, что сделает вас кем-то другим, а не тем чем вы являетесь. Есть особые подходы для вашего духовного роста в работе над хайку, но вы так же пишите и свою жизнь.

Быть здесь и сейчас – это способ быть именно в этом моменте, используя чувства и проверяя, то, что тебя окружает в данное время – наблюдая, как эта окружающая середа связана с чувствами. Вместо того чтобы погрузиться в размышления вы используете свой ум для исследования окружающей середы. Это также говорит о “достижение центра жизни” потому что когда вы останавливаете “внутренний голос”,  который все время изводить вас и жалуется, вы достигаете состояния равновесия.

из земли
цветок в форме
норы

В самом деле, наблюдая, что нора или ямка, вырытая для посадки цветочного семени уже имеет форму цветка, можно сказать о новом виденье на связь почвы и цветов.

Уважение к бытию – это умение ценить то малое, что есть в хайку и то, что делает это хайку большим взглядом на окружающий мир. Все люди склонны анализировать и осуждать себя, ведя большую часть жизни внутренний диалог, затрагивая вопросы; “это хорошо” а “это плохо”. Такого сорта мышление о себе содержит и ворчливый голос, который действует разрушающе на наш ментальный мир. Тогда как большой взгляд на мир не выделяет живых существ, а рассматривает их как часть всего целого. Это позволяет остановиться нашему внутреннему голосу и открыться величию мира вокруг.

мышка и я
делим ее норку в комоде
домик в лесу

Обнаружив мышь в комоде, попробуйте вместо удивления признать, что жизнь в лесу, - где мыши и живит,- может перетекать в иные русла, в частности в комод с носками.
Это не только проявление дружелюбия, к нашим близким с которыми мы живем, но и знак уважение к вещам о которых мы обычно не думаем как о живых; скалы, реки, дома и посуда.
В этот момент каждый действительно начинает понимать все дивные проявления пронизывающие каждый квадратный дюйм земли, все и вся содержит замысел для каждого существа на планете, и как после этого можно загрязнять ее. Понимая это, мы начинаем жить в благородном союзе со всеми вещами, которые нас захватывают, мы испытываем родственные связи и все большую ответственность перед окружающим нас миром. Впрочем, человек часто не думает о своей ответственности перед окружающими его существами. Басё говорил: “Нужно любить то, о чём пишешь”.

Рассказывают одну историю о Мацуо Басё и его любимом ученике Такараи Кикаку.
Однажды осенью он и Кикаку шли по рисовому полю. Увидев красную стрекозу Акатомбо, Кикаку сложил:

выдерни
крылья у стрекозы
красный перчик

“Вы наверно поняли, что имел в виду ученик Басё? Из-за своего ярко-красного тельца стрекоза Акатомбо напоминает небольшой перчик Чили, и если у нее выдернут крылья, это сходство только усилиться”.
Нет,- сказал Басё, - это не хайку. Ты убил стрекозу. Если ты хочешь создать хайку и дать ему жизнь, нужно сказать: 

соедини
крылья и красный перчик
стрекоза

Наличие единства - в этом примере показывает сочетание всех вещей между собой. Это значить, что в стрекозе можно увидеть красный перчик, и часто постижение вещей этой реальности называется нами как сатори или просветление (понимание, обучение, усвоение, освоение) всей полноты бытия в одном лишь образе.
Подобный взгляд если вы ищите точки соприкосновения, помогает соприкоснуться с различными вещами в мире людей и мире природы. Многие техники хайку построены на идее, что даже несхожие между собой вещи имеют в своей основе единство. Находка этой точки является базисом для очень многих хайку.

морская звезда
вся ее жизнь пролетает
в желудке чайки

Морская звезда и чайка связаны аспектом пищи, звезда становиться пищей для чайки. Здесь происходить переход из одного образа в другой, звезда, став пищей для чайки становиться и сама чайкой. А вот еще несколько примеров.

в городском саду
оркестр играет серенаду
песня лирохвоста

***
азбука Морзе –
приглашают на свадьбу
и крылья мельницы

Что общего между серенадой городского оркестра и песней лирохвоста? А азбука Морзе и ветреная мельница?
Простота форм – хайку из всех поэтических форм требуют по отношению к себе простоты форм. Но не только объекты хайку должны выражаться простыми словами, но и окружающая их середа должна быть описана простыми и ясными словами.
Уменьшая количество используемых слов, мы начинаем понимать, что только теперь возрастает потребность в поиске простых путей и в применении простых вещей в нашей жизни. Лишь это и может быть бесценным для нашей новой жизни. Окружая себя простыми формами взамен украшений со следами сияния нового, и это подобно тому: что мы начинаем использовать подлинные вещи вместо копий. Это и есть дорога к большим переменам в нашей внутренней сущности.

слабая прохлада
в чашке моих ладоней
пальцы водопада

Будьте скромными – сочиняв хайку вы можете, практиковаться в скромности многими путями. Прежде всего, вы должны быть скромны, так как вы начинаете исследовать “величие” всех вещей вокруг себя, включая даже самые обычные вещи. Вы учитесь смотреть глубоко внутрь каждой отдельно взятой части мира. Исследуя их величие, вы наполняетесь уважением “благоговением” ко всем вещам.
Во-вторых, современная поэзия основана на том, что автор думает или чувствует, а это очень сильно раздувает эго человека.
Хайку основано на том, что автор наблюдает. Таким образом, средоточие происходит не на внутренних вещах, а на внешних. Часто этот шаг «особенно  новичкам» слишком тяжело сделать. Они не могут остановиться, и перестать говорит о том, что чувствуют, во что верят или что в действительности хотят иметь. Для них этот подход дает новый шанс отложить свои цели в сторону и просто сообщать о повседневных вещах. Отказ от местоимений это хороший показатель, что они сделали этот первый шаг.
Другой фактор “скромности” и если хотите “христианского смирения” это то, что не вы автор написанной хайку; вы пропускаете их через себя, они подарок вашего настроения. Хайку проникают через вас, но не являются вашими.
Нет никакого другого способа, чтобы ваши хайки могли бы дать вам еще больше величия “самомнения” чем вы имеете от природы. Как только вы понимаете, что вы уже и так являетесь частью целого.
Вы как личность уникальны и, как правило, уже находитесь на дороге любви к самому себе «прежде чем полюбить другого, необходимо полюбить себя» только после этого вы не будете нуждаться в лести других.
Если ваши хайки нравятся другим это многое говорит о том человеке, и ничего не добавляет к вашей самооценке. Поскольку хайку проникают через вас, вы можете искренне ими гордиться.
Таким же образом вы показываете изумительный подарок, подаренный вам вашим близким другом, и вы приносите корзину отличных яблок из вашего сада вашему соседу.
Вы гордитесь подарком и яблоками.

Находясь в измененном состояние сознания и даже если вы испытали вдохновение не дает гарантий что ваше хайку хорошее, даже нет гарантий что вы  написали хайку. Для этого необходимо знать, как писать хайку, но кроме этого необходимо знать, как пишутся, и читается хайку. Один из мифов связанный с темой хайку говорит, что если вы имели длительное вдохновение, - связанное с глубокими переживаниями, - ваше стихотворение достойно называться хайку. Но это не более как миф, и он от части правдив, а отчасти ложен, как и все остальные мифы.
Если вы знаете, как писать хайку, то может показаться; в измененном состояние сознания вы напишите хайку для себя. Даже если вы только что познакомились с хайку, в этот момент вы можете создать самое великое хайку из всех. Также это может, говорит о том, что это одно хайку передает все ваши чувства.
Подобное, конечно же, случается и в момент вдохновения, этот фантастический миг вы напишите хайку, и не зависимо от того заметят его или нет, хорошо оно или плохо, оно останется как отражение ваших чувств в этот момент.
Так как требуется всего лишь небольшое обучение для написания превосходных хайку (неважно верите вы в это или нет) нужен другой фактор в определении ваших работ. В дополнение к тому, что вы собираетесь писать необходимо, использовать нужные слова, я верю, что для автора необходимо духовное обучение. Я нахожу, что наиболее легко воспринимаются и ценятся хайку  развитых душ. Тех людей кто имеет более высокое эволюционное духовное развитие.
Таким образом, вы знаете, что-то,  что станет материалом для хайку? Один сигнал, который я признаю, для того чтобы повернуться к кому-нибудь, даже если ни кто не видит этого и сказать: Посмотри-ка на это! Тогда я позволяю себе смотреть внутрь вещей и из этого центра обследовать его окружение.

Я ищу картинки, которые связываются или контрастируют с теми вещами, которые привлекли мое внимание, и казалось, что они хотят, поговорит со мной. Если мое внимание привлекли “дикие пестрые ирисы” то я ищу ассоциативные картинки с жизнью, погодой, сезонами или морским лугом. Контрастное изображение для бурно растущего “дикого пестрого ириса” может быть связано с теплой или холодной погодой, желтым жуком на фиолетовых ирисах или человеком который собирает цветы, или, или, или…
Сравнительные картины могут быть разделены на травы (дикие пестрые ирисы, очень скудны на наших морских лугах из-за сильных ветров) или большую радость простых подаренных цветов, или, или…
Упражнение; выберите какой-нибудь цветок или дерево, а затем посмотрите какие картины, возникают у вас, какие ассоциации, контрастность и сравнения, связанны с этим.
Возможно, это маленькое упражнение вдохновит вас, и вы напишите много хайку.

Джейн Рейнхолд/Бируте Снежинскис